Вход Администратора
Мельниченко Анатолий Михайлович
Мельниченко Анатолий Михайлович родился 11 октября 1955 года в д.Малый Боков. С детства мечтал о небе – голубом и безоблачном. Старался хорошо учиться и развивать в себе физические качества. О лётчиках и самолётах прочитал уйму книг. Отговорить сельского паренька от заоблачной профессии никому уже не было под силу. После окончания Михалковской школы Толя поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1978 г. успешно окончил его, получив звание лейтенанта и профессию лётчика-истребителя. Его лётная эпопея начиналась в Дрездене в составе контингента советских войск в Германии. Анатолий, как лётчик-истребитель, четыре года поднимал в воздух и уверенно держал руки на штурвале военных самолётов. Вскоре по состоянию здоровья вынужден был перейти в вертолётную авиацию. Дальнейшая его служба продолжилась на Дальнем Востоке (ст.Мучная) недалеко от Хабаровска. Затем всю вертолётную эскадрилью стали готовить для отправки в Афганистан. Вначале была двухнедельная акклиматизация в Ташкенте, а потом в один из августовских дней вертолёты эскадрильи штурмана Мельниченко взяли курс на Файзабад.
…Вертолётчикам в Афганистане приходилось выполнять самые разнообразные задания. Во время боевых операций наносили удары по врагу с воздуха, доставляли оружие, вывозили раненых, обслуживали сторожевые посты-заставы высоко в горах, которые представляли собой пятачок земли с прорытыми траншеями, убежищем, землянкой. Солдаты заставы имели свою зону ответственности, а связь осуществлялась только с помощью вертолётов, которые появлялись там, через определённые промежутки времени. Ни один полёт не был похож на предыдущий, и не был безопасен.
Это случилось 25 октября 1983 г. Взорвав фугас над дорогой, идущей в теснине, душманы создали огромный завал, за которым устроили засаду. Завязавшаяся перестрелка мешала движению подразделений, спешивших на помощь афганским воинам. И тогда на подмогу вылетела боевая эскадрилья, в которую входил и вертолёт Анатолия. Узкая теснина с крутыми скальными обрывами ограничивала возможность маневра. Вертолётам пришлось наносить удары, следуя друг за другом. Такой момент, как правило, душманы не упускали. Очередь крупнокалиберного пулемёта вывела из строя один из двигателей вертолёта штурмана Мельниченко. В эфир он успел только передать последние слова: «Иду на вынужденную посадку…» Но приземлиться в целости его вертолёт так и не смог. Машина взорвалась в воздухе в метрах 15 от земли. Все трое бойцов – штурман, оператор-наводчик и командир полка, находившиеся тогда в вертолёте, погибли.
Старший лейтенант, штурман вертолётной эскадрильи за две недели до гибели должен был получить звание капитана. В афганском небе он пролетал всего лишь полтора месяца. Кроме медалей «От благодарного афганского народа» и «За отвагу» награждён посмертно орденом Красной Звезды.
Источник: Коноплич, Наталья. Испытание мужеством : очерки, публицистика. В трёх частях. Ч. II-III / Наталья Коноплич. – Гомель: Полеспечать, 2014. – С. 47 - 53.